Обзор от 28 апреля 2022 года

При госзакупках ряда промтоваров предложили устанавливать аванс не менее 90%
Минпромторг разработал проект постановления с перечнем продукции, при закупке которой получатели средств федерального бюджета должны устанавливать в контрактах аванс минимум 90% от их цены, но не более ЛБО.
В список вошли такие товары с кодом ОКПД2:
- 25.73.30 - инструмент ручной прочий;
- 25.73.40 - инструменты рабочие сменные для станков или ручного инструмента  (с механическим приводом или без него);
- 26.20.40.150 - устройства числового программного управления;
- 27.90.31.110 - электрические машины и оборудование для пайки мягким и твердым припоем  и сварки;
- 28.4 - оборудование металлообрабатывающее и станки.
Указанный аванс надо устанавливать, если:
- контракт заключают в 2022 - 2024 годах для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства;
- в отношении товаров из перечня был установлен запрет на допуск.
Общественное обсуждение проекта завершается 6 мая.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=126933)
 
Подрядчик не прошел экспертизу из-за ее удорожания - суды взыскали плату за проектные работы
Подрядчик выполнил проектные работы, но не получил заключение госэкспертизы, поскольку ее стоимость существенно подорожала: из-за допработ результат сдали после того, как изменили расценки. Общество просило заказчика увеличить цену контракта и продлить срок.
Заказчик не стал это делать и расторг сделку в одностороннем порядке. Среди прочего он пояснил: по условиям контракта надо получить положительное заключение экспертизы, без него работы не имеют потребительской ценности. Подрядчик обратился в суд.
Суд отказал. Апелляция и кассация поддержали подрядчика и взыскали основной долг за вычетом экспертизы, плату за услуги представителя, поскольку:
- отсутствие положительного заключения не означает, что не надо платить за фактически выполненные работы. Их результат имеет ценность для заказчика. Он может использовать его при заключении контракта с другим подрядчиком;
- из-за допработ и увеличения сроков сдачи результата стоимость экспертизы превысила цену контракта в 2 раза. Но заказчик уклонился от изменения его условий и не содействовал подрядчику в исполнении обязательств.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, в практике подобных споров суды зачастую занимают позицию, что проектные работы без положительного заключения госэкспертизы не имеют потребительской ценности. На это недавно указывали, в частности, АС Московского и Центрального округов.
Документ: Определение ВС РФ от 12.04.2022 N 304-ЭС22-3665
 
 
Планируют расширить перечни иностранных товаров с условиями допуска к госзакупкам
В перечень N 1 войдут, в частности:
- 03.22.20 - свежая или охлажденная пресноводная рыба (продукция рыбоводства);
- 10.13.15.110 - мясные консервы;
- 10.86.10.133 - молочные адаптированные смеси (заменители женского молока), в том числе начальные, сухие для детей раннего возраста;
- 16.21.12.110 - фанера;
- 17.23.12.130 - коробки, сумки, футляры, почтовые наборы из бумаги или картона с бумажными канцелярскими принадлежностями;
- 23.19.23.110 - стеклянная посуда для лабораторных целей;
- 26.52.1 - часы всех видов, кроме часовых механизмов и частей;
- 58.29.32.000 - прикладное ПО для загрузки;
- 62.01.2 - оригиналы ПО.
Некоторые позиции детализируют, например металлические готовые изделия (кроме машин и оборудования). Часть кодов ОКПД2 укрупнят. Так, вместо отдельных товаров в перечень включат практически все позиции по коду 28.23.
В перечень N 2 среди прочего добавят такие товары:
- 27.12 - аппаратуру распределительную и регулирующую электрическую;
- 27.90.31 (кроме 27.90.31.110) - машины электрические и аппараты для пайки мягким и твердым припоем или сварки;
- 28.91.1 - оборудование для металлургии и его части;
- 28.94 - оборудование для текстильного, швейного и кожевенного производства;
- 29.10.59.260 - транспортные оперативно-служебные средства для перевозки лиц под стражей.
Некоторые позиции детализируют, например компьютеры и периферийное оборудование. Часть кодов ОКПД2 укрупнят. Так, вместо отдельных товаров в перечень войдет большинство позиций по коду 28.25.
Общественное обсуждение проекта завершается 3 мая.
Документ: Проект приказа Минфина России (https://regulation.gov.ru/projects#npa=126795)
 
Опубликовали поправки об обеспечительной гарантии при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ
Среди прочего установили требования к независимой гарантии при конкурентных закупках у СМСП.
Так, для обеспечения заявок и договоров заказчик примет гарантии, например, банков из перечня по Закону N 44-ФЗ.
В гарантию включают ряд условий, в частности о сроке действия:
- не менее 1 мес. с даты окончания срока подачи заявок - для обеспечения заявок;
- не менее 1 мес. с даты окончания срока исполнения основного обязательства - для обеспечения договора.
Гарантия для обеспечения договора не должна содержать условие о представлении гаранту судебных актов в подтверждение неисполненных обязательств.
Правительство утвердит среди прочего доптребования к независимой гарантии и ее форму.
Большинство поправок заработает с 1 июля. Положения о закупках нужно привести в соответствие с ними до 1 октября.
Документ: Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ
 
Работы выполнили без госконтракта из-за сложной эпидситуации в регионе - суды обязали их оплатить
Общество выполнило работы в больнице по устному соглашению с заказчиком из-за срочной необходимости в связи с напряженной эпидситуацией в регионе. Заказчик отказался подписывать акты приемки, работы в полном объеме не оплатил. Среди прочего он пояснил: нужды в работах не было, правоотношения не могли возникнуть без конкурентной процедуры.
Подрядчик обратился в суд, чтобы взыскать основной долг и проценты за пользование чужими средствами.
Три инстанции поддержали его требование:
- факт того, что работы выполнили, доказывают, в частности, переписка сторон и акты приемки с подписью сотрудника заказчика;
- заказчик уклонился от судебной экспертизы. Значит, заинтересованности в ней нет;
- потребность в работах подтвердили сведения из контракта с тем же предметом;
- отсутствие контракта при экстренной необходимости в работах из-за сложной эпидобстановки не означает обход положений Закона N 44-ФЗ. Это также не доказывает, что фактических отношений не было.
Отметим, по общему правилу работы без контракта заказчик оплачивать не обязан. На это недавно обращал внимание ВС РФ.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 01.04.2022 по делу N А46-22306/2020
 
Исполнитель по госконтракту не принял дисциплинарных мер - суды увидели в этом недобросовестность
Стороны заключили контракт на охранные услуги. Заказчик расторг его в одностороннем порядке из-за ненадлежащего исполнения. Контролеры включили сведения в РНП.
Три инстанции поддержали такое решение:
- работники исполнителя не раз нарушали контракт: во время дежурства спали, находились в нетрезвом виде, причиняли ущерб имуществу заказчика, не обеспечивали пропускной режим;
- исполнитель не принял дисциплинарных мер, а только заменил работников. Это не привело к должному результату.
Документ: Постановление АС Уральского округа от 07.04.2022 по делу N А60-33544/2021
 

О нас

Региональный центр КонсультантПлюс
ООО "Компания Прайм"
адрес: г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54а

 

Как нас найти
ok group
 
a0nbps7jadnsdbfsy7
 
 
 
Телефон:
8 (3012) 37-90-78